Гиревой спорт

Велопробег Львов - Макеевка, 2008

 

Статью подготовил:

Мастер спорта Украины

Сасик Артур Сергеевич

г. Донецк

 

14.09.2011   

        Осторожно – велосипедисты!!!

 

        Сасик А.С. – старший преподаватель Донецкого юридического института, МС Украины, призер чемпионатов и кубков Украины по двоеборью и длинному циклу, тренер сборной ДЮИ, высшая категория.

        Бублик В.А. – врач-невролог, МС СССР по гиревому спорту, действующий спортсмен и тренер, чемпион и рекордсмен Мира среди ветеранов по гиревому спорту.

 

        Для спортсмена-гиревика проблема нехватки соревнований на протяжении года практически отсутствует – круглый год приходиться готовиться к каким-либо «стартам» (чемпионаты Украины, мира, международные турниры, этапы кубка Украины, ведомственные и областные соревнования). Более остро поставлен вопрос восстановления, как физического, так и нервно-психологического, ведь каждый «старт» – это стрессовая ситуация, работа «на максимум», а межсезонья, в котором спортсмен мог бы сбавить темп, сменить нагрузку, просто отдохнуть, как такового нет. Пропускать соревнования, чтобы отдохнуть, тоже не хочется. Как же быть в сложившейся ситуации?

        Наши друзья из города Макеевки Донецкой области Бублик Валентин и Сасик Артур подходят к вопросам восстановления и отдыха по-своему.

        Не каждый решиться на путешествие, зная заранее, что ночи придется проводить в мокрых спальных мешках под открытым небом в лесу или посадке; что всю дорогу тебя будут сопровождать ливни и грозы, от которых порой негде спрятаться; что тебе придется километр за километром преодолевать путь, когда сильный ветер почти останавливает твое движение на велосипеде. Но такие люди есть… И никакая стихия, никакие трудности не в силах остановить или сбить их с пути. Врач-невролог Валентин Бублик и преподаватель Артур Сасик не раз и не два доказывали это. Свои отпуска ребята проводят на «колесах». И ни на каких-нибудь, а на велосипедных. Причем не повторяются в избранных маршрутах.

        Валентину Бублику – 54 года, Артуру Сасику 29, но, несмотря на разницу в возрасте, они друзья-единомышленники. Валентин проводит в путешествиях свои отпуска вот уже 20 лет подряд. 16 лет отправлялся в велотуры сам, а последние 4 года – с друзьями.

        Летом 2008 года Валентин с Артуром побывали в Карпатах, покорили самую высокую точку Украины – гору Говерла и соединили в одном велопробеге запад и восток нашей страны. Для этого друзья приехали на автобусе с велосипедами в багаже во Львов, оседлали свой двухколесный транспорт и пустились в путь. Далее предоставим слово непосредственно участнику велопробега, Артуру.

        Схема нашего передвижения проста: на карте выбирается пункт назначения и …покрутили – по карте, по указателям, в крайнем случае, по подсказкам местных жителей. С целью экономии времени и багажного места на велосипедах полевая кухня отсутствует, только сухой паёк на всякий случай. Питание в придорожные кафе или на привалах продуктами, приобретенными у «мирного» населения. С собой на велосипедах в специальных так называемых велорюкзаках везем запас воды, теплую одежду (нар. поговорка: не бывает плохой погоды, бывает плохая одежда), спальные мешки, палатку, туристические коврики, аптечку, фотоаппарат, ремкомплект для нашего транспорта. В пути находимся по возможности весь световой день, так как продолжительность нашего маршрута немаленькая. Для стимула мы с Валентином установили своеобразную «планку» - проезжать 180-200 км в день. В принципе, из схемы почти не выбивались, только непогода или сильный встречный ветер могли снизить среднюю скорость движения и, соответственно, пройденную дистанцию за день. Остановки для приема пищи, для осмотра достопримечательностей, для естественных потребностей и просто отдохнуть (что чаще всего объединялось). Ближе к вечеру мы присматриваем место для стоянки и. обнаружив такое, если ещё не слишком рано, разбиваем лагерь. Палатку обычно не разворачиваем, если нет дождя – предпочитаем спать на свежем воздухе. Ставим велосипеды рядом, маскируем их по возможности, расстилаем туристические коврики, спальные мешки и можно любоваться летним звёздным небом, вдыхая чистый воздух. 

 

 

        Из Львова выехали рано утром, чтобы к моменту наступления солнцепека проехать как можно дальше. Положительные впечатления от поездки: чистейший воздух, поля с пасущимися аистами (диковинка для жителей восточных регионов), аккуратные костёлы в каждом населенном пункте, местное население, которое иногда с удивлением, иногда с восторгом отвечало на приветствия.

 

 

        Первая намеченная цель – Ивано-Франковск, где была запланированна встреча с журналистами газеты «Україна молода». В 15.00 мы уже обедали в одном из центральных кафе Ивано-Франковска, одновременно беседуя с представителем выше упоминаемого издания. На одометрах была первая отметка – 140 км. Но это ещё был не конец дня, поэтому после обеда мы распрощались с городом, гордо носящим имя украинского писателя и покатили дальше, в сторону пгт Ворохта, так как следующей нашей целью была вершина горы Говерла, заманчивая тем, что это наивысшая точка над уровнем моря в нашем государстве (высота – 2062 метров).

 

 

        К вечеру до Ворохты было всё ближе и ближе, и всё сильнее и сильнее чувствовалось приближение Карпат – рельеф местности становился более пересеченным, а с ним изменялся и рельеф дороги. На велосипеде это особенно ощутимо. Около семи вечера случилось, вот оно, первое происшествие – прокол. Забегая наперед, скажу откровенно, что за весь поход у меня их было пять, у Валентина – ни одного. То ли опыт, то ли покрышки заговоренные?! Хотя ответ более прозаичен – на рынке буквально перед походом уговорили купить эти самые покрышки с «антипрокольным кевларовым» слоем. Вот тебе и антипрокольный!

 

 

        С «дтп» справились быстро (при определённом опыте и сноровке, и наличии ремкомплекта заменить камеру можно за 3-5 минут, при этом заклеив старую на запас) и покатили дальше. В Ворохту прибыли уже к вечеру и на совете решено было не останавливаться на достигнутом и максимально приблизиться к заветной точке, чтобы с утра начать непосредственно штурм вершины. Поэтому, проехав Ворохту, углубились в лес и начали подъем по серпантину в гору. Темнело очень быстро, на часах перевалило за девять, но мы продолжали упорно продвигать вперёд, параллельно подыскивая подходящее место для стоянки. Уже ближе к двенадцати никаких сил не осталось, с каждым витком серпантина две сотни километров за плечами давали о себе знать всё сильнее, при этом с подъемом в гору становилось всё прохладнее. Стоянку разбили просто в лесу, в 10 метрах от дороги, подыскав подходящую прогалину. Уже в полной темноте, используя свет фонариков и ярких «карпатских» звёзд, развернули спальные мешки и отбой!!! Показания одометров – 234 км!

 

 

 

        Утро было свежее и бодрое. Как по-другому его назовешь, если среди лета проснуться при температуре 10 градусов?!! Умывание в горной речушке (бр-р-р-р!!!), лёгкий завтрак сухим пайком, сборы и вперед! С подъемом солнца стало теплее; с подъемом в гору серпантин становился всё круче и круче. Живописная обстановка, свежий горный воздух и ожидание скорого свершения нашего замысла придавали нам силы и мы, преодолевая виток за витком горной дороги, крутили педали наших велосипедов. По дороге попалась колыба – попили горячего чаю, перевели дух и снова вперёд, на штурм. К 10 часам утра добрались до плато, на котором заканчивалась более-менее проходимая дорога для транспорта, дальше были только тропки, которые под большими углами уходили вверх к вершине. Пришлось взять велосипеды в руки и лавируя среди многочисленных корней горного леса, пробирать дальше.

 

 

        Провидение благосклонно к отважным и нам встретились два лагеря, стоящие рядом: скаутов-добровольцев и туристов-путешественников. Скауты – это студенты со всей страны, которые добровольно приезжали сюда, чтобы следить за порядком в окрестностях и поддерживать его, а встретившиеся нам туристы – это ребята, которые после выпуска со своего ВУЗа не потеряли связь и каждый год собирались в пеший поход по горам Карпат. Мы познакомились и с теми, и с другими, пообщались, заодно передохнули и, оставив под присмотром у них наш транспорт, далее перешли в положение пешеходов.

 

 

        Подъем продолжался. Преодолев лесистую часть горы, мы выбрались на открытую местность, поросшую кустарником. Подниматься приходилось по так называемым тропинкам, по которым прямо навстречу нам текли горные ручьи. Кустарники остались позади и дальше росла только трава и камни. Порой угол подъема становился таким крутым, что использовать приходилось все четыре конечности, чтобы удержаться и продвигаться. Впереди рельеф горы шел «большой ступенькой» (у местных это место называется Малая Говерла), на которой можно было передохнуть, осмотреться. Многие «туристы», которые опрометчиво предполагали восхождение на гору легкой прогулкой, довольствовались покорением этой высоты и возвращались обратно, так как сил подниматься дальше уже не хватало. Дальше была финишная прямая, уходящая круто вверх – никаких тропок уже не было, цель видна, а путь себе выбираешь сам!

 

 

        И вот он, тот миг, когда добираешься до вершины, выпрямляешь спину, вдыхаешь полной грудью воздух, осматриваешься по сторонам, поднимаешь голову вверх и смотришь в бескрайнее небо. Ура-а-а-а!!! Эти ощущения стоят того, чтобы терпеть всё предыдущее напряжение, все невзгоды и тяготы.

 

 

        Вниз открывался великолепный вид – лесистые Карпаты уходили и вправо и влево. Кое-где на склонах гор лежал снег, сочетаясь с зеленным ковром травы. После того, как прошли первые эмоции, ещё 30-40 минут побыли на вершине, пофотографировались, отдохнули, и пришел черед спуска. Нельзя сказать, что это задача была легче, чем предыдущая – просто немного сменилась нагрузка. Справились с нею мы немного быстрее и уже в 14 часов делились своими впечатлениями от восхождения в лагере наших новых друзей. Далее был полевой, а точнее – лесной обед кашей с костра, отдых и в путь!

 

 

 

        Интересный момент: на плато чуть ниже лагеря, в конечной точке для автомобилей, как всегда было многолюдно: различные туристы, их гиды, торговцы разнообразных палаток с сувенирами. Пробираясь через эту толпу, Валентин внезапно остановился и обратился к одной молодой паре с вопросом, не встречались ли они раньше. Молодой парень в очках с улыбкой ответил на английском, что он нас не понимает и переглянулся со своей спутницей, девушкой азиатской наружности. Тогда Валентин повторил вопрос на английском, завязалась беседа и выяснилось, что мы виделись два дня назад во Львове на горе «Высокий замок», где Валик и запомнил счастливую пару. Оказалось, что Ник и Мария – молодожены из США, которые приехали на Украину в своё свадебное путешествие и сейчас посещают достопримечательности нашей страны. Он – учитель, она – медсестра. Они рады были услышать родной язык и немного пообщаться. Напоследок мы пожелали им удачного медового месяца и без труда покатили вниз к подножию Говерлы. В Ворохте сразу же было принято решение не мешкать и брать курс на Коломыю, тем более, что нам сопутствовал попутный ветер, тот самый ветер, который принёс через неделю в эти регионы невероятные дожди, паводки, вышедшие из берегов реки, затопленные населенные пункты и смытые мосты. В тот же момент никто ещё не знал о надвигающемся стихийном бедствии – ни мы, ни местные жители. Мы бодро крутили педали, преодолевая с каждым часом десятки километров. Впереди была Черновецкая область, третья по счёту в нашем активе за этот поход. После ночевки, набравшись сил, двинулись далее и в первой же половине дня посетили Черновцы.

 

 

        Следующим этапом на нашем маршруте был городок Хотын, знаменитый отлично сохранившейся крепостью, в чём мы в тот же день и убедились, посетив это прекрасное место на берегу Днестра.

 

 

 

 

        Я, честно признаюсь, был поражен этими историческими достопримечательностями, но на этом впечатления дня ещё не закончились. Обед и курс на Хмельницкую область. В очередной раз наш путь лежал по мосту через Днестр, так как граница между двумя областями (Черновецкая и Хмельницкая) проходила по руслу этой реки.

 

 

 

 

        В Хмельницкой области на одной из дорог нам встретились «единомышленники» – две семейные пары немцев на велосипедах, причем всем велотуристам на вид далеко за сорок. Бурные приветствия, пожелания счастливой дороги и в путь. В этот же день (какой же он был длинный!) мы приехали в Каменец-Подольский.

 

 

 

        Количество исторических мест на квадратный метр там зашкаливает. Старый город отделен от остального Каменца-Подольского красивым каньоном, перейти который можно через мост. Новоплановский мост построен в средине 19-го столетия. Соединяет новый город со старым. Высота моста 38 метров, а длина 136 метров (поверьте, дух захватывает, когда смотришь с него вниз и чувствуешь, что от проезжающего грузовика мост начинает раскачиваться). Добравшись до старого города, мы посетили ещё один исторический памятник – Каменец-Подольскую крепость. Крепость, как на картинке: высокие стены, башни, ворота, амбразуры;  привлекает большое количество туристов. И среди масс туристов мы опять увидели «наших» американцев. Приветствовали друг друга, как старые знакомые, пригласили их в гости на Донбасс. Вечерело, и пора было задуматься о ночлеге. Так как выезжать за город ни времени, ни сил, ни желания не было, то на «военном» совете единогласно было принято решение заночевать прямо в районе крепости, на внешнем защитном валу. Площадка сверху позволяла разместить там целый батальон бойцов, так что два велотуриста  разбили лагерь с комфортом.

        Ночь прошла спокойно, тени прошлого не тревожили нас, а утро принесло новость – невдалеке от нас стояла палатка, а рядом – туристический велосипед. Как оказалось чуть позже, нашим соседом стал поляк лет тридцати, который, используя свой отпуск, таким образом решил поближе познакомиться с нашей страной. Честь ему и хвала). Пожелания гладкой дороги и вперед, на Хмельницкий.

        Поскольку направление движения сменилось на северное, ветер перестал быть нашим помощником, и дорога вдруг стала «длиннее». Мимо проплывали маленькие зеленные  села, большие золотые поля, деревья манили своей тенью, обещая укрыть от палящего июльского солнца, но мы неустанно продвигались вперед.

 

 

        Вот он, Хмельницкий, езда по городу, немного фотографий и поворот «строго на восток», на Винницкое направление. На полпути к Виннице, едва пересекли границу областей, заночевали на поляне недалеко от дороги. Утром пятого дня была поставлена следующая цель – г. Умань, а именно парк «Софиевка».

 

 

        За этот день позади осталась Винница, столица военно-воздушных сил нашего государства, Гайсин со своими достопримечательностями, много других мелких населенных пунктов, пересекли границу Черкасской области и к 18-ти часам мы достигли Умани.

 

 

        Найти парк было не сложно, а вот место для лагеря в центре города – намного сложнее. Поэтому было принято решение поселиться в местной гостинице неподалеку от парка. После рек и озер душ в гостинице был поистине райским наслаждением, после которого мы поспешили познакомиться с самим парком.

 

 

        Национальный дендрологический парк «Софиевка» оказался крепким орешком и просто так сдаваться не собирался. Территория его оказалась настолько большой, что до наступления темноты мы не то, что не успели его осмотреть, а даже успели заблудиться и уже после захода солнца нашли выход, отложив осмотр на завтра. Половину следующего дня мы потратили на знакомство с достопримечательностями парка, которых было просто несметное количество, а после обеда двинулись в дальнейший путь, так как уже порядочно соскучились по дому. Записав очередную область в путевой журнал, и не доехав около 40 километров до Кировограда, мы остановились на ночлег. Палатку в очередной раз не разворачивали, легкий ужин и крепкий сон.

 

 

 

        Утро следующего дня выдалось ясным и безветренным. Позавтракав, мы отправились в путь. В этот день, «взяв» Кировоград, Знаменку, Александрию, мы приблизились к Днепропетровской области, оставив её «взятие» на следующий день, так как попалось подходящее место для ночлега. Потом была езда к Днепропетровску, езда по ночному Днепропетровску. Днепр пересекли по одному из мостов города и, спеша выехать из города, в темноте продолжали свое движение вперед. А город всё не кончался. На часах было уже за 23-ти часа, когда постройки начали редеть и по сторонам обочины начали появляться насаждения деревьев. Ближе к полуночи мы наконец-то «присмотрели» в лучах наших велосипедных фар подходящее для остановки место, преодолели лесозащитную полосу и развернули лагерь. Ура, отдых!

        Первая мысль следующим утром – надо во что бы то ни стало сегодня быть дома. Это ведь совсем рядом, соседняя область. Только чуть напрячься и всё. К реализации этой мысли мы с Валентином и приступили после утреннего туалета и легкого завтрака.

        Второй завтрак с горячим чаем был в Павлограде. Там же произошли сразу два с интервалом в 500-600 метров прокола колеса. Вынужденные остановки не погасили наш пыл, а только подзадорили. Близость цели всегда придает сил и, хотя мы были изрядно вымотаны путешествием, всё же упорно продвигались вперед и к обеду уже проехали огромный указатель с надписью «Донецкая область». Знакомые и родные Красноармейск, Димитров, Гродовка, Новокалиново и вот уже «Константиновская» трасса, «Ясиноватский» пост ГАИ, поворот на Ясиноватую и к вечеру еще до захода солнца мы дома, в Макеевке!

        С момента выезда со Львова в пути были 9 дней, накрутили за путешествие на велосипедах согласно показаниям бортовых компьютеров более 1900 км, «взяв на колесо» 10 областей Украины.